Плитка и камень Плитка и камень  
  Плитка Cerim Плитка Eiffelgres Интерьеры и экстерьеры История и культура  
  Керамические материалы Керамическая плитка Керамогранит Натуральный камень Искусственный камень Строительные нормативы  


О проекте Контакты
История и культураЗимний дворецСтатуя Юпитера и римские портреты в ЭрмитажеМалый Эрмитаж и Павильонный залЛестницы ЭрмитажаЭрмитаж: Гербовый зал, Военная галерея, Георгиевский залЭрмитаж: Концертный зал, Петровский зал, Малахитовый зал


Зимний дворец

Во всем мире славятся богатства Эрмитажа — крупнейшего музея нашей страны. Россияне и гости из-за рубежа приходят сюда, чтобы увидеть чудесные творения Леонардо да Винчи и Тициана, Рембрандта и Рубенса, ознакомиться с памятниками Древнего Египта, Греции и Рима, с культурой и искусством многих народов земного шара. И каждый посетитель находит среди шестидесяти тысяч картин, скульптур, разнообразных памятников, представленных на выставках Эрмитажа, вещи, увлекательные, яркие и интересные именно для него. Но посетителей привлекают не только экспонаты музея. Всемирно известен и выдающийся памятник русской архитектуры — Зимний дворец.

Грандиозное, поражающее своими масштабами здание Зимнего дворца было построено в 1754 — 1762 годах по проекту знаменитого архитектора В. В. Растрелли (1700 — 1771). Дворец создан в парадном и пышном стиле русского барокко, характерном для архитектуры середины XVIII века.

Зимний дворец
Зимний дворец


Три фасада прямоугольного в плане здания с большим парадным двором в центре обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. В соответствии с этим Растрелли, сохраняя гармонию целого и единство стиля, придает каждому из этих фасадов своеобразный вид. Лишенный чрезмерно больших выступов со стороны Невы, длинный фасад здания кажется устремленным по горизонтали; он великолепно подчеркивает прямую линию набережной. Боковой фасад, соединяющий два больших главных фасада, резко выдвинут крыльями вперед, в сторону Адмиралтейства. Наконец, главный фасад (со стороны Дворцовой площади) выступает центральной своей частью вперед. Тройная аркада его ворот в прошлом была парадным въездом. Отсюда кареты попадали в большой двор и подкатывали к главному подъезду.

Здание величественно и нарядно. Оно поражает роскошью и разнообразием украшений, но одновременно кажется стройным и соразмерным. Несмотря на огромную протяженность фасадов, они не выглядят монотонными. Растрелли чередует выступающие вперед и отодвинутые вглубь части здания, дает фасаду глубокую профилировку, чем усиливает игру света и теней, прибегает к особой расстановке колонн. Размещенные в два яруса — одна над другой,— эти колонны располагаются то группами, то попарно, то по одной с различными интервалами, подчиняясь сложному единому ритму. И как бы продолжением вертикальных линий, образуемых колоннами, являются бронзовые скульптуры и вазы, установленные вдоль парапета над крышей. (Первоначально находившиеся на крыше каменные скульптуры и вазы были заменены в 90-е гг. XIX в. бронзовыми их отливками, выполненными скульптором Поповым.)

Нарядный облик придают дворцу и многочисленные белые наличники окон, обрамленные разнообразными лепными узорами и украшениями. Сочетание трех цветов — зеленого (стены), белого (колонны и наличники окон) и золотисто-серого (лепные украшения) — подчеркивает парадную и величественную красоту здания (В XVIII — начале XIX в. дворец имел другую раскраску — розово-желтую с белыми колоннами).

Не менее парадно оформил Растрелли и внутренние апартаменты дворца. Но лишь немногие из них сохранили в какой-то степени былой облик. В один из холодных декабрьских дней 1837 года, когда усиленно топили печи, искры из дымохода, через отверстие душника, воспламенили деревянную стену в Петровском зале и внезапно возник пожар, бушевавший в течение трех дней, который почти полностью уничтожил дворец. Архитекторы В. П. Стасов (1769 — 1848) и А. П. Брюллов (1798 — 1877), руководившие восстановлением Зимнего дворца и отдельных его залов, внесли в декорировку много нового. Перестройка помещений происходила и позже. И все же некоторые из них, в частности Главная лестница, напоминают о блестящем парадном стиле, в котором Растрелли оформил интерьеры дворца.

После пожара 1837 года начались огромные работы по восстановлению дворца, в которых участвовало до восьми тысяч рабочих. Архитектор В. П. Стасов, осуществлявший общее руководство строительством, постарался вернуть былой облик не только наружным фасадам здания, но и ряду интерьеров. Он во многом сохранил характер убранства Главной лестницы, внеся, однако, определенные коррективы с учетом требований и .вкусов своего времени. Так, до пожара колонны и стены лестницы были покрыты розовым искусственным мрамором (стукко).

Стасов же устанавливает гранитные колонны, применение которых для украшения интерьеров явилось одним из его новшеств. Он прибегает и к иному цветовому решению: серый цвет колонн сердобольского гранита сочетается с белым тоном стен. Взамен погибшего плафона был помещен новый. Позолоченную резьбу по дереву заменила золоченая лепка. Были внесены и другие изменения, но общий парадный и торжественный характер лестницы был сохранен. Во времена Растрелли ее именовали «Посольской». (Позднее лестница получила название Иорданской, так как по ней проходила, направляясь к Неве, царская семья во время празднования крещения; первое же крещение, согласно церковной легенде, происходило на реке Иордан. )

Гости из-за рубежа и послы иностранных держав поднимались по ступеням. И уже на лестнице, при входе во дворец, они могли представить себе богатство и могущество страны, с которой им предстояло иметь дело. Недаром сам Растрелли писал о том, что он строил Зимний дворец «для одной славы всероссийской».

Величие и подлинный размах, присущие этому творению Растрелли, вдохновляли позже и других архитекторов, которые вслед за ним оформляли многочисленные залы дворца. Но прежде чем направиться в эти парадные залы, ставшие музейными помещениями сравнительно недавно, познакомимся со старыми зданиями музея, пройдем туда, где еще во второй половине XVIII века начали складываться первые его коллекции.

Поднявшись на верхнюю площадку лестницы, проходим в двери налево и через Фельдмаршальский зал направляемся в коридор, украшенный ткаными коврами-шпалерами работы западноевропейских мастеров XVI — XVIII веков. Другая дверь, расположенная в центре, против лестницы, ведет в Аванзал, с которого до пожара начиналась анфилада парадных помещений, расположенных вдоль набережной Невы. Зал оформлен архитектором Стасовым; на потолке его плафон «Жертвоприношение Ифигении». Фельдмаршальский зал был отделан в 1833 году по проекту архитектора А. А. Монферрана (1786 — 1858), а после пожара фактически заново и в другом стиле декорирован Стасовым. Ранее здесь находились портреты русских фельдмаршалов.



Следующая страница: Статуя Юпитера и римские портреты в Эрмитаже

  • Главная   • История и культура   • Зимний дворец  


  © ГК «Модный интерьер», 2009-2015. Плитка и камень.
Керамическая плитка, керамогранит, натуральный камень. Терракота Sannini, фарфоровая плитка Cerim.
Дизайн интерьера, раскладка плитки, проекты ванных комнат, душевых, саун, бассейнов.
О проекте
Контакты
Карта сайта